Высокой Государственной награды Галина Савченкова была удостоена как директор завода за личный вклад и вклад ее предприятия в развитие экономики региона и страны в целом. Кроме того, Савченкова является почетным строителем и химиком России. Сегодня, в канун Дня города и химика, она наш гость.
- Начнем с приятного. Какие чувства испытываете, Глина Анатольевна, в связи с получением медали?
- Знаете, 31 октября 2012 года аналогичную награду получил аппаратчик нашего завода Михаил Валентинович Гущин. Вот тогда я, действительно, испытывала гордость, счастье, эйфорию. Я чувствовала свою причастность к этой награде, ведь, когда так высоко оценивается труд простого рабочего, в этом есть заслуга и его руководителя.
А сейчас?! Безусловно, приятно осознавать, что мой труд кому-то нужен, что он не остался незамеченным даже на Государственном уровне. Но тем не менее к своей награде я отношусь более сдержанно. Согласитесь, когда награждают руководителя, директора предприятия, это как бы само собой разумеющееся, вроде так и должно быть. А вообще, кому бы ни вручалась награда: директору, аппаратчику, уборщице, это, безусловно, результат труда всего коллектива. Таким образом, в моем лице президент оценил работу всех зэгээмовцев…
- Тем не менее награду получили Вы, как директор - промышленник… Можете что-либо сказать о нынешнем состоянии Дзержинской промышленности?
- Минувший, 2012 год, был очень сложным для отечественной промышленности в целом. Не в последнюю очередь это объяснялось вступлением нашей страны в ВТО и необходимостью, хочешь - не хочешь, приспосабливаться к новым, неизвестным и непривычным условиям работы. Любая неизвестность, заставляет руководителей в той или иной степени занимать выжидательную позицию особенно в плане вложения, траты денег. Если учесть, что очень «бережливо» начинают вести себя во всех отраслях промышленности, то, соответственно, везде наблюдается и уменьшение заказов, а на предприятиях победнее доходит дело и до сокращения работников, задержки выплаты заработной платы – все же взаимосвязано. Было такое и на некоторых предприятиях Дзержинска, но сейчас, насколько мне известно, ситуация нормализуется.
- Вы считаете, что в проблемах, возникающих на предприятиях, виноваты только внешние факторы, а сами промышленники тут ни при чем? Но ведь все работают практически в одинаковых условиях, все приспосабливаются к пресловутому ВТО, но одни выживают и развиваются, а другие хиреют…
- Я ни в коем случае не ставлю во главу угла тех или иных сложностей внешние факторы. Любую проблему надо рассматривать с позиции законов философии, то есть сопоставлять, анализировать внутренние и внешние факторы. Только такой симбиоз дает результат, позволяет выявить истинные причины происходящего.
Причем, я вообще сторонник того, что если что-то где-то на предприятии идет не так, причины пробуксовки надо искать прежде всего во внутреннем менеджменте. Ведь, когда в нем есть слабое звено, оно, прежде всего, реагирует и на любые, даже самые незначительные, внешние «провокации» и приводит к сбоям в работе всей системы, всего предприятия.
- Ну, выявили вы это «слабое звено», а дальше, что?
- А дальше от него надо избавляться, и чем быстрее, тем лучше. Это в идеале. Правда, к сожалению, нередко бывает так, что руководитель, хоть и знает такие «слабые звенья», но, по ряду причин, вынужден их терпеть. До поры до времени.
- Небезызвестно, что Дзержинск создавался как химический центр. На Ваш взгляд, он и дальше должен развиваться, прежде всего, в данном направлении или надо и придется все-таки менять профиль?
- Дифференциация сегодня неизбежна, и в Дзержинск продолжат «приходить» и искать здесь свое место предприятия различных отраслей промышленности. Это нормально и закономерно.
Однако говорят, что в свое время сам Менделеев указал на карте России точку, где, по его мнению, должна была развиваться химия. Выбор великого ученого-химика выпал как раз на то место, где потом вырос наш Дзержинск и заслужил брэнд «Столицы отечественной химии». Я думаю, что отказываться от этого брэнда нельзя. Это наша, если можно так выразиться, «изюминка», и было бы крайне жаль потерять ее. Поэтому нужно создавать условия, чтобы химия отсюда не уходила, а развивалась, здесь для этого есть еще и база, и кадры…
- Но ведь химия – это вредность, и сколько на этот счет в советские годы было сломано копий…
- Знаете, в той или иной мере опасно любое производство, а насколько – зависит и от руководителей предприятий, и от самих работников. Да, основная цель любого предприятия – получение прибыли. Тем не менее, для руководителей в их деятельности, подходе к управлению производством должны превалировать не золотые тельцы, а забота о человеке. Сначала надо обеспечить людям безопасные условия труда, а уж потом гнаться за прибылью. Что же касается рядовых работников, они должны соблюдать хотя бы элементарную технику безопасности.
- А что Вы думаете насчет дробления крупных предприятий? Нужны ли сегодня, на фоне разрастающегося среднего и мелкого бизнеса, градообразующие предприятия вообще?
- Так в нашем городе сейчас градообразующих предприятий, по сути, и нет. Это, с одной стороны, требование времени, а с другой, элементарные законы экономики, во главе угла которых стоит эффективное управление.
Жизнь показывает, что средний и малый бизнес более мобильны. Они быстрее реагируют на все внешние факторы и эффективнее управляемы нежели крупные заводы. Взять хотя бы уже то, что там проще структура, она лучше просматривается и, в случае чего, быстрее перестраивается. Руководителю проще, когда нет ничего лишнего, и ничто не мешает идти к цели.
- А если на это посмотреть с точки зрения выгоды городу?
- Городу нужны налоги, а с одного крупного предприятия они будут собраны или с нескольких средних разве так важно? К тому же со средних и малых, налоги, наверно, стребовать даже проще, если, конечно, хотеть этого и серьезно этим заниматься.
- Галина Анатольевна, какое место в современной промышленности Дзержинска вы отводите своему предприятию, и комфортно ли вам работается в нашем городе?
-… У нас очень странный город.
- В смысле?
- Я недавно была в Переславле Залесском и общалась с его мэром. Говорила о том, что мы хотели бы увеличить поставки нашей продукции в этот город. Так вот, мэр мне сказал, что наша продукция им интересна, но у них есть местное предприятие, выпускающее некоторые ее аналоги. Поэтому они сначала досконально изучат предлагаемый нами ассортимент и, если дадут «зеленую улицу», то только тем видам материалов, аналогов которого не выпускается у них. Дело в том, что там между предприятиями подписана хартия, согласно которой приоритет при покупке чего либо отдается своим производителям, а не их конкурентам. Если же кто будет, в нарушение этой хартии, брать, допустим, нашу продукцию, то им будет сложнее в других вопросах, так как и власть там однозначно стоит на позиции: приоритет своим. Я считаю, что это правильно, потому что налоги в город идут от местных предприятий, и власть должна быть заинтересована и способствовать стабильной работе именно этих предприятий.
- У нас разве не так? Ну, если не на уровне города, так в области даже есть нашумевшая программа «Покупай Нижегородское», которая, вроде как, призвана поддерживать именно местных товаропроизводителей.
- Да, программа такая есть, но, например, мы на себе того, что она, действительно работает, не ощущаем. То, что Нижегородская область берет у нас примерно лишь три процента от реализации всей продукции, свидетельствует, скорее, об обратном. И это в то время как наши материалы входят в сто лучших товаров и области, и России. Между тем, мы в своем производстве применяем около семидесяти процентов продукции именно Нижегородских предприятий. Это и сырье, и материалы…
- Ну и кого вините в отсутствии взаимности?
- Я уже говорила о симбиозе, о том, что причину любой проблемы надо искать как во внешних, так и во внутренних факторах. Так вот, что касается внутренних, наверно, мы сами в этом вопросе недорабатываем. Не проводим ту агрессивную рекламную политику, как в других регионах, странах, где наша продукция очень востребована. Знаете, мы до сих пор рассуждали так: раз сами отдаем приоритет своим, нижегородцам, так должны поступать и другие, пусть даже в силу патриотизма, взаимовыручки. Увы. Значит, надо меняться и играть по общим правилам, чтоб твои добрые намерения на сыграли с тобой злую шутку.
- Как считаете, на фоне вступления России в ВТО, насколько будет конкурентоспособна продукция, выпускаемая вашим предприятием?
- Про ВТО разговоры давно ведь уже велись, и наше предприятие готовилось к этому: работало с зарубежными предприятиями, корпорациями, изучало их требования. Иногда зарубежные партнеры ставили нас в очень жесткие условия, но мы за это только благодарны им, так как научились производить продукцию, соответствующую мировым стандартам. Сейчас к нам нет претензий ни по качеству, ни по уровню поставок. Мы отправляем свои материалы и в дальнее зарубежье, и в ближнее. В нас видят надежных поставщиков, и мы стараемся во всем соответствовать этому, не занижать взятую высокую планку. Пока мы ее держим – бояться нам нечего: наша продукция будет востребована и конкурентоспособна. Однако мы отлично понимаем, что достаточно один раз обмануть, разочаровать заказчика, и репутацию уже не восстановишь, сколько ни бейся: молва, сарафанное радио работают в маркетинге экономической зоны быстрее, чем что-то другое.
- Галина Анатольевна, вернемся к награде. Не в Ваших правилах останавливаться на достигнутом, так на что теперь направите свои силы, помыслы?
- В одном из интервью я уже говорила о серьезных инвестициях, которые нам удалось привлечь на предприятие. Мы проанализировали, куда лучше их направить и пришли к выводу, что надо возвращаться к планам 2010 года по строительству мобильных минизаводов по производству герметизирующих материалов. Если мы хотим развиваться – а мы этого хотим – другого пути нет.
Мы предлагаем даже создание этих минизаводов периодического действия. Например, строится где-то атомная станция или другой серьезный объект, и чтоб не было складских и транспортных расходов, рядом с этой стройкой устанавливается наш минизавод, производящий необходимые герметизирующие материалы. Закончилось строительство, минизавод демонтируется, а оборудование перевозится на другое место.
- И когда собираетесь перейти от слов к делу, то есть начать реализовывать данный проект?
- По сути, мы уже начали его реализовывать, правда, не такими темпами, какими хотелось бы. Пока мы его обкатываем, ищем площадки... Где-то получается лучше, где-то хуже, но ведь и Москва не сразу строилась.
- Извините, а каковы Ваши виды на дальнейшую общественно-политическую деятельность, неужели совсем от нее отойдете?
- Не дождетесь! А если серьезно, человек я очень прямолинейный, изворачиваться не привыкла, что думаю – то говорю… В политике, такие люди, наверно, еще не востребованы…
Однако, если я увижу, что мое пребывание там необходимо заводу, городу, его жителям я не буду смиренно отсиживаться в директорском кресле и прятать голову в песок.
- Раз уж заговорили о дзержинцах, что можете пожелать им накануне Дня города, химика?
- Удачи, успехов, крепкого здоровья. А городу в целом: эффективного управления и развития.